Пандемия реорганизовала бизнес

Пандемия реорганизовала бизнес
Фото: addict-mobile.com

Пандемия реорганизовала как малый бизнес, так и крупные компании из самых разных отраслей. Ситуация уникальна: впервые коллективное здоровье потребовало от руководителей оперативно перестраивать бизнес-процессы. Участники клуба «Женщины в советах директоров» обсудили в режиме онлайн, как не растерять и мотивировать главный актив бизнеса — сотрудников.

Здравый смысл

Если театр начинается с вешалки, то основу любой компании составляют корпоративные ценности. Сегодняшняя ситуация показала, что экологичность взаимодействия внутри коллектива, его здоровье в прямом и переносном смысле являются такой же важной частью «фундамента» компании, как и эффективность бизнес-процессов.

Но что делать, если главный фактор, сказывающийся на состоянии команды, находится за пределами вашего влияния? По данным исследования OMI group в апреле 2020 года 30% опрошенных переживают из-за сложившейся ситуации с пандемией, 18% принимают противотревожные препараты.

Несмотря на определенные преимущества работы из дома (экономию времени на поездках в офис и обратно, возможность проводить больше времени с близкими) — не все сотрудники быстро адаптируются к новому режиму. Непривычный формат работы для многих оказался психологическим ударом. Кроме того, по статистике, около 30% персонала в принципе не готовы принять концепцию «home office».

Машина времени (НЕ) сработает

За время нахождения в двухмесячной самоизоляции сотрудники прошли серьезную перестройку — от организации дня и бытовых привычек, до отношений с близкими и переоценки ценностей.

Целые компании, как и потерявшие в это время работу люди, рассматривают свои возможности по возвращению в обычный трудовой режим. Можно ли вернуться на 3 месяца назад и начать с того же момента? Ответ не очевиден.

Специалисты выделяют ряд сложностей, которые могли сформироваться во время самоизоляции и проявиться далее в поведении сотрудников:

  • Индивидуальное переосмысление работы со стороны сотрудников — перемена ценностей или собственного профессионального вектора развития.
  • Эмоциональная нестабильность — страхи, вызванные распространением негативной информации, тревога за близких.
  • Снижение работоспособности, спровоцированное новыми условиями труда.
  • Отсутствие социального взаимодействия и нестабильная коммуникация с коллективом, стремление минимизировать все рабочие контакты.
  • Уклонение от выполнения рабочих обязанностей.

По данным опроса инфопортала «Женщины в советах директоров», проведенного среди женщин-руководителей, более трети респондентов почувствовали уязвимость своего текущего профессионального положения и задумались о возможности развития новой или параллельной карьеры, и примерно столько же решили больше времени уделять близким.

Ирина Никулина, генеральный директор компании «Буарон»
Ирина Никулина, генеральный директор компании «Буарон»

Комментирует Ирина Никулина

В мегаполисах прежняя организация труда вряд ли будет возможна с учетом новых санитарных требований. Не всех работников можно вернуть к прежнему трудовому режиму — для людей с хроническими заболеваниями и лиц старше 60 лет предстоит разработать более безопасные условия. Очевидно, что для сохранения компании впредь нужно заботиться не только об экономических показателях, но и о том, чтобы сотрудники были по-настоящему здоровы. При этом поддержка компании не должна ограничивается лишь медицинской страховкой.

Комплексное решение

Корпоративные well-being программы набирают популярность даже в условиях дистанционной работы: полезные привычки — это то, что помогает сохранить трудоспособный коллектив, снизить риск заболевания.

Говорит директор АНО «Культура здоровья» Марина Черникова

Если раньше «well-being» воспринимался как факультативный элемент культуры компании, то теперь он получил очень прикладной смысл. Баланс между физическим, эмоциональным и финансовым благополучием, осознанное отношение сотрудников к собственному здоровью — базовое условие для работы бизнеса.

По словам Марины Черниковой наиболее востребованными стали программы заботы о себе и близких при помощи онлайн-поддержки или тематических вебинаров. Так, не выходя из дома, сотрудники получают комплексные консультации по состоянию здоровья и правильному питанию, организации личного пространства, кризисному тайм-менеджменту, управлению стрессом и даже лидерству в эпоху перемен.

Что интересно: опору для своего общего эмоционального состояния люди находят в разных сферах. Кому-то именно забота о своем питании помогает более уверенно справляться со всеми остальными ситуациями, для кого-то важно настроить отношения с близкими и тогда все остальные тревоги уже не кажутся такими значимыми. Некоторым людям просто нужно ощущение контроля и наличие единомышленников — дав обещание, они уже не сходят с дистанции позитивных изменений.

Команда внутри

Екатерина Кравцова, главный редактор портала «Женщины в советах директоров», уверена в следующем

Компании, которым удастся быстрее снять «посткарантинный синдром» у сотрудников, получат фору во времени, а значит конкурентное преимущество.

Эксперты считают, что снизить риски перехода на удаленный формат работы поможет «антикризисный комитет», деятельность которого позволит оптимизировать рабочие процессы и поэтапное возвращение сотрудников в офис. Работа комитета должна включать следующие процессы:

  • Организуйте гибкий график присутствия сотрудников на работе.
  • Проводите профилактику респираторных заболеваний в компании, мотивируйте людей к ведению здорового образа жизни — в долгосрочной перспективе это самый ценный навык.
  • Обеспечьте постоянную коммуникацию с коллективом (в том числе, от первого лица).
  • Организуйте сотрудникам психологическую поддержку.
  • Проводите тренинги эффективной дистанционной коммуникации.
  • Постарайтесь на время сделать свою компанию провайдером новых знаний (онлайн- обучение, дополнительные возможности от партнеров по теме здоровья).
  • Расскажите сотрудникам о возможностях ДМС, которые есть в вашей компании.

Ирина Никулина рассказывает

За эти месяцы многие компании пережили настоящий переворот, последствия которого еще не исчерпаны. Но пытаться нивелировать их мы можем уже сейчас. Мы начали со здоровья коллектива и использовали специальную онлайн-поддержку, объединяющую экспертизу специалистов в области спорта, здорового питания, профилактики и ЗОЖ. Такая помощь особенно важна в условиях адаптации к новому режиму работы.