Алгоритм получения лекарств на дом в условиях пандемии

Алгоритм получения лекарств на дом в условиях пандемии
Фото: apcmed.ru

Сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции в России, у пациентов с хроническими заболеваниями возникают вопросы, связанные с получением необходимой медицинской помощи и льготных лекарственных средств: лечебные учреждения перепрофилированы, людям рекомендовано переносить плановые приемы у специалистов и не выходить из дома.

Несмотря на то, что Министерством здравоохранения РФ 19 марта 2020 года выпущен приказ №198н, предусматривающий обеспечение возможности дистанционной (в форме электронного рецепта) выписки лекарственных препаратов, а также выписки рецептов со сроком действия до трех месяцев, четкого алгоритма, отвечающего на все вопросы, пока не разработано.

«Лига защитников пациентов» направила в Министерство здравоохранения РФ свои рекомендации. Ключевым пунктом является создание горячих линий в субъектах РФ, которые помогут правильно и бесперебойно маршрутизировать пациентов.

Во время своего совещания с членами Правительства РФ, Владимир Путин отметил

Очевидно, что основные силы медицины мы направляем сейчас на борьбу с коронавирусом. Но, к сожалению, никто не властен отменить иные опасные болезни: сердечно-сосудистые, онкологические, другие острые и хронические заболевания. Мы не можем бросить таких больных… Несмотря на сегодняшнюю экстраординарную ситуацию, люди должны получать всю необходимую помощь.

Саверский Александр Владимирович, президент "Лиги защитников пациентов"
Саверский Александр Владимирович, президент «Лиги защитников пациентов». Фото: newizv.ru

Александр Саверский на своей странице в социальной сети опубликовал предложенный алгоритм по введению дистанционного обеспечения лекарствами пациентов из группы повышенного риска, чтобы сократить число обращений в ЛПУ, а также применить на дому стационарозамещающие технологии, когда это возможно:

  1. К гражданам из группы повышенного риска от коронавируса относятся лица старше 65 лет и/или с тяжелыми хроническими заболеваниями (включая инвалидов I и II группы, детей-инвалидов), при которых инфицирование коронавирусом может, с повышенной степенью вероятности, привести к смерти. За лекарственным обеспечением данные граждане могут обратиться в медицинскую организацию, к которой они прикреплены.
  2. В поликлиническом учреждении назначается ответственное лицо за лекарственное обеспечение указанных в п.1 лиц, и создается горячая линия по вопросам выписки и обеспечения лекарственными препаратами указанных граждан.
  3. Горячая линия медицинской организации принимает запросы граждан о лекарственном обеспечении и информирует о дальнейших действиях пациента в процессе получения лекарственных препаратов.
  4. Информация о горячей линии и порядок лекарственного обеспечения размещается на сайтах медицинских организаций и в местных СМИ.
  5. Сотрудники горячей линии принимают заявки от пациентов на выписку рецептов льготных и на лекарства без льгот, проверяют прикрепление граждан и передают эти данные в регистратуру.
  6. Регистратура сортирует обратившихся пациентов по лечащим врачам и доводит до них сведения о заявке пациента. Также регистратура готовит и передает врачам список прикрепленных к ним пациентов, подпадающих под п.1 настоящего Порядка.
  7. Медицинская сестра лечащего врача отслеживает запись пациентов к лечащему врачу, и связывается с записавшимися пациентами из группы, указанной в п.1, уточняя, связан ли визит с выпиской лекарств. В случае подтверждения, она договаривается о том, что лекарство может быть назначено дистанционно, о чем она также сообщает лечащему врачу.
  8. Лечащие врачи медицинских организаций составляют список пациентов из числа прикрепленных к ним граждан согласно п.1, нуждающихся в лекарствах, и график их обеспечения, и передают эти данные ответственному лицу своей организации. Лечащие врачи оценивают поступающие на горячую линию запросы от пациентов, при необходимости связываются с пациентами дистанционным способом, уточняют и делают назначения, заносят его в медицинские карты и передают сведения о назначении ответственному лицу.
  9. Ответственное лицо формирует план лекарственного обеспечения так, чтобы по поступающим обращениям пациенты могли получить льготные лекарства не позднее 5 рабочих дней с момента обращения, а по назначениям врачей по мере необходимости. Рецепты на лекарства без льгот или льготные с 50% скидкой должны доставляться пациентам в течение 2 рабочих дней после поступления обращения пациента.
  10. Ответственное лицо обеспечивает выписку льготных и не льготных рецептов на основании поступивших от врачей заявок.
  11. По льготным рецептам доставка на дом лекарств организуется ответственным лицом с привлечением курьеров, включая волонтеров. При отсутствии льгот на дом гражданина из числа лиц, указанных в п.1, доставляется рецепт на лекарство.
  12. Лица, получающие лекарства для доставки, несут материальную ответственность за них, о чем они делают запись в специальном журнале учета выдачи лекарств, где также делают отметку после доставки.
  13. Горячая линия проверяет факт доставки лекарств и рецептов и сообщает об этом ответственному лицу.
  14. Волонтерам, доставляющим рецепты без льгот или с 50-ти процентной скидкой, рекомендуется обеспечить доставку сначала рецепта, а потом, получив от пациента необходимые на лекарство деньги, и сами лекарства. Волонтеры несут личную ответственность за полученные деньги и лекарства.
  15. Ответственное лицо формирует отчеты о дистанционном лекарственном обеспечении и представляет их главному врачу медицинской организации.
  16. В субъекте Российской Федерации создается горячая линия, информирующая граждан о порядке лекарственного обеспечения в медицинских организациях субъекта РФ и номерах горячих линий в медицинских организациях субъекта.